Материалы / Техника

Точка сборки: что ждет рынок премиального частного домостроения?


/FOTODOM

Кирилл КОРНЕЕВ, руководитель компании СТМК:

Весной 2022 года мы все оказались в новой экономической реальности, кардинально изменившей правила игры на многих рынках. Как бы дальше ни развивались события, ясно, что мир не вернется к прежним нормам — и нам так или иначе придется искать им альтернативу. Это справедливо и для рынка частного домостроения, который, хоть и оказался в более выигрышном положении относительно других, сейчас ищет новые точки роста.

Заказчики домов класса «А» (премиальные объекты площадью от 500 квадратных метров) пока не торопятся приостанавливать свою активность: количество сделок с такими объектами по сравнению с прошлым годом упало всего на 15%, тогда как в массовом сегменте — на 45%. Почему так происходит?

Основные клиенты компаний, занятых в дорогом частном домостроении, — состоятельные люди, чаще всего собственники бизнеса, они привыкли к комфорту и ценят качество в мелочах. Именно поэтому они не склонны к покупке или строительству дома классом ниже. Это подтверждают многие знакомые архитекторы: число заказов на проектирование премиальных домов в Московской области, к примеру, если и сократилось, то незначительно, а у кого-то даже немного выросло. Первоначальный шок прошел, все более или менее адаптировались к новым обстоятельствам и решают актуальные задачи.

Правда, сегодня реализовывать дорогостоящие проекты сложнее, чем прежде. Многие зарубежные компании, производящие строительные и отделочные материалы, оборудование, светильники, мебель, приостановили свою работу в России или полностью ушли. Однако главная причина — в разрыве логистических цепочек, что привело к исчезновению многих импортных материалов, комплектующих, мебели. Восстановить эти цепочки в ближайшей перспективе не удастся, поэтому компенсировать потери станут операторы параллельного импорта.

Уже сейчас есть немало людей и компаний, на локальном уровне налаживающих торговые отношения с зарубежными рынками. Рынок посредников формируется быстро, и его мощностей хватит на всех. Только следует приготовиться к тому, что цены на привезенные по такой схеме товары негативно скажутся на экономике проектов: стоимость строительства домов класса «А» будет увеличиваться. Только за три месяца цены по всем группам товаров на импортные стройматериалы для премиальной «загородки» выросли на 10% — и это не предел. Однако заказчики таких объектов готовы нести дополнительные издержки, даже весьма значительные.

Конечно, отдельные иностранные производители все еще остаются в стране, например, компании PERI, Wienerberger, Ytong, Holcim, но полностью закрыть все потребности рынка они не в состоянии. Российским подрядчикам придется искать новые имена и бренды в странах, которые не присоединились к санкциям и могут выстроить понятную логистику. С Китаем этот опыт нельзя назвать полностью успешным: например, найти сопоставимых по качеству с европейскими брендами изготовителей светильников так и не удалось. Разумеется, самые большие ожидания связаны с российскими компаниями, выпускающими качественные отделочные материалы и мебель: эти сегменты рынка у нас развиты лучше всего. Заменить люксовые европейские и американские бренды уже завтра они не смогут, но это и не нужно — в своей нише они будут востребованы. Другое дело, что пока их мощностей не хватает, чтобы в полной мере насытить рынок. На расширение и укрепление репутации им потребуются годы, как это сложилось с известными европейскими брендами. Однако если это произойдет, отрасль сделает колоссальный скачок вперед, которого мы ждали с начала нулевых.

«Драйвером стройотрасли станет параллельный импорт, а также готовность заказчиков оплачивать издержки посредников и производителей»

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»