Регулирование

Не в отдельно взятом регионе: Саратовская область стала площадкой для обсуждения насущных общеотраслевых тем


saratov.gov.ru

В Саратове завершился архитектурно-строительный форум «Строительная неделя», организаторами которого выступили Минстрой России, Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) и Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ). Ключевым событием мероприятия стало пленарное заседание, посвященное развитию строительной отрасли в Поволжье, однако говорили на нем, скорее, об общефедеральных, а не о региональных проблемах.

В частности, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко сообщил, что сокращение административных барьеров и сроков существующего в данный момент инвестиционно-строительного цикла — основное, над чем сегодня работает министерство.

«Год назад в рамках федерального закона №275 мы разложили весь инвестиционно-строительный цикл и процесс согласований, — отметил он. — Из 96 процедур остались 32. Но остались 989 согласований с органами власти, из-за чего инвестиционно-строительный цикл в среднем составляет 1831 день. Эти сроки напрямую влияют на эффективность стройки и сдерживают реализацию крупных проектов. Задача на этот и следующий год — сократить его на 30%».

По словам Сергея Музыченко, частично эта работа уже выполнена с принятием федерального закона №124. Теперь органы власти не могут повторно запрашивать от застройщиков уже имеющийся у них документ. В итоге на 220 документов сегодня требуется меньше. «Такая мера уже содержалась в федеральном законодательстве и ранее, но Градостроительный кодекс (ГрК) РФ предписывал заново запрашивать документы и заверенные копии на каждом этапе согласований, что при ошибочно поставленной запятой возвращало застройщиков на предыдущий этап согласований», — уточнил замминистра.

Сергей Музыченко подробно остановился и на дублировании процедур в ходе прохождения госэкспертизы, в том числе экологической и историко-культурной. Сейчас их приходится проходить последовательно, что занимает больше года, и каждая из них может вернуть на предыдущий этап для корректировки документации. Сегодня в результате принятых решений цикл сокращен на 60 дней, и некоторые из экспертиз можно проходить параллельно.

Замглавы Минстроя констатировал, что ведомство и экспертное сообщество активно обсуждают вклад стройиндустрии в экономику страны. «Строительная сфера, — подчеркнул Сергей Музыченко, — дает наибольший мультипликативный эффект для экономики, что доказывают огромные цифры занятых в этой отрасли и количество введенных квадратных метров».

В продолжение разговора о кадрах он напомнил, что в пандемию девелоперы столкнулись с недостатком рабочих на стройках и даже ИТР. Сейчас министерство совместно с вузами выстраивает образовательные программы. Они в том числе позволят ликвидировать недопонимание, возникающее при анализе законодательства со стороны финансовых контролеров и строителей в силу разных подходов к документам. Соответствующие программы уже стартовали в регионах.

Сразу три важные темы — ценообразование, КРТ и госконтракты — затронул в своих выступлениях на форуме президент НОСТРОЙ Антон Глушков. Так, говоря о наполнении Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), он призвал активизировать работу местных органов власти с производителями и оптовыми поставщиками строительных ресурсов. «Без этого диалога невозможно быстро наполнить и запустить в системную работу ФГИС ЦС», — подчеркнул глава нацобъединения.

Антон Глушков напомнил, что в соответствии с поправками в Методику по внесению информации в ФГИС ЦС функцию по наполнению системы будут выполнять не только поставщики, подрядчики, но и органы исполнительной власти субъекта РФ. «Те регионы, в которых диалог между саморегулируемыми организациями и исполнительной властью налажен, выступают пилотами и отличаются если не повышенным наполнением системы, то значительным процентным приростом, — пояснил он. — Сейчас в субъектах наблюдается большая разница: в одних наполнение ФГИС ЦС составляет всего 3-4%, в других, как, например, в Ивановской области, приближается к 100%».

По словам президента НОСТРОЙ, основная сложность с наполнением системы ценообразования в строительстве кроется в том, что предприниматели, поставщики и производители стройматериалов не понимают необходимости размещения этой информации. «В настоящий момент независимо от того, разместили они эту информацию или нет, на сбыт их продукции это никоим образом не влияет, — посетовал Антон Глушков. — И вот здесь возникает дилемма: с одной стороны, все, наверное, очень быстро захотят разместиться в ФГИС ЦС, когда это станет обязательной нормой, с другой стороны — обязательной нормой это не станет, пока не будет достигнуто наполнение этой системы. Именно поэтому так важен диалог между всеми участниками стройотрасли и органами власти».

Вторую часть своего доклада глава профсообщества посвятил комплексному развитию территорий (КРТ), сообщив, что с начала года в стране стартовала реализация почти 100 таких проектов. В общей сложности в регионах сегодня рассматривается применение механизма КРТ в отношении 766 территорий общей площадью более 28 тыс. гектаров. Однако такая позитивная картина, по его мнению, является успешной только формально. Все реализуемые в субъектах проекты КРТ можно разделить на четыре категории: формальные, КРТ для сокращения аварийного и ветхого жилья, сознательно сделанная привлекательной для инвесторов территория, но ее параметры вызывают вопросы, и проекты, которым для максимально быстрого начала и прохождения присвоили статус КРТ. «Все эти проекты фактически не являются КРТ или неинтересны инвесторам, — считает Антон Глушков. — Для реального старта КРТ нужно решить ряд финансовых и нормативно-правовых вопросов, включая возможность получения дешевых кредитов на покупку земли под КРТ для застройщиков и разработку требований к соответствующей региональной документации».

В связи с этим НОСТРОЙ предлагает, к примеру, заменить положения ГрК РФ, позволяющие уполномоченным органам власти в одностороннем порядке расторгать договор о КРТ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств застройщиком, на исключительно судебный порядок расторжения договора о КРТ. Также предлагается закрепить в Градкодексе порядок определения общего совокупного объема строительства в целях проведения торгов на право заключения договора о КРТ, в том числе путем указания на необходимость принятия соответствующего подзаконного нормативного-правового акта о порядке расчета.

Также Антон Глушков добавил, что отраслевая разобщенность мер поддержки приводит к «нагромождению» договорных конструкций. Например, договор о КРТ и соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). «В связи с этим предлагается предусмотреть возможность в самом договоре о КРТ закреплять условия о гарантиях и мерах поддержки, предусмотренные СЗПК. Это позволит повысить гарантии застройщиков, осуществляющих реализацию таких программ», — пояснил он.

Рассказал в Саратове глава нацобъединения и о результатах мониторинга более 6 тыс. государственных контрактов стоимостью не менее 100 млн рублей на общую сумму 5,2 трлн рублей, подпадающих под постановление правительства РФ №1315 о возможности изменять цену контракта на 30% в связи с ростом стоимости стройматериалов.

По словам Антона Глушкова, только 33,5% или чуть более 2 тыс. проанализированных госконтрактов получили положительное заключение экспертизы на увеличение цены контракта. Девять регионов — Камчатский край, Тверская и Томская области, Еврейская автономная область, Чукотский и Ненецкий автономные округа, республики Калмыкия, Кабардино-Балкария и Саха-Якутия — вовсе не имеют заявок на прохождение повторной экспертизы, при том, что в них заключено 248 удовлетворяющих требованиям постановления №1315 контрактов на общую сумму 176 млрд рублей.

Еще одной проблемой реализации правительственного документа президент НОСТРОЙ назвал доведение лимитов до подрядчиков. «Многие заказчики попросту отказывают подрядчикам в прохождении процедуры по увеличению цены контрактов, обосновывая это отсутствием лимитов. Механизм по выделению бюджетных средств из Резервного фонда РФ разработан, но, к сожалению, весь процесс занимает длительное время», — заключил Антон Глушков, добавив, что общая сумма бюджетных ассигнований из Резервного фонда составляет 71,5 млрд рублей

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»