Регулирование

Наш паровоз вперед летит? Как снять «вопрос» с возможности наращивания производства базовых стройматериалов


/FOTODOM

Евгений ВЫСОЦКИЙ, исполнительный директор аналитического агентства «СМ ПРО»:

Если ничего не делать, то, по словам Германа Грефа, возврат к экономике 2021 года займет десятилетие. Позволю себе не согласиться с его предсказанием: он займет гораздо больший срок. Для этого обратимся к объему потребления цемента как к вполне объективному индикатору развития страны. Объем производства цемента в РСФСР в 1989 году до сих пор не был достигнут, и, вероятно, в ближайшие годы мы к нему даже не приблизимся. Максимальный объем потребления цемента в современной России был в 2014 году. В начале текущего года мы находились в тренде, при котором смогли бы повторить этот показатель в 2023-м: I квартал дал рост потребления цемента к прошлогоднему аналогичному периоду на 20,8%. Во II квартале уже фиксируется снижение на 0,7%. По итогам полугодия у нас все еще положительная динамика — плюс 6,6%, но мы уже в другой реальности, и поезд уже катится под горку, набирая ход.

И тут еще в топку нашего паровоза начали подкидывать «уголь»: Минфин России предложил отказаться от 1,6 трлн рублей расходов по госпрограммам в 2023-2025 годах, в том числе так или иначе затрагивающим сферу строительства. А значит, возможность наращивания производства базовых стройресурсов (в среднесрочной перспективе) под большим вопросом.

Так что несмотря на некоторый позитив в потреблении стройматериалов в январе-марте, если посмотреть в горизонте полугода, года и далее, нашумевшая проблематика импортозамещения должна рассматриваться уже не в возможности найти альтернативу продукции первого уровня, а существенно глубже.

Практически вся современная стройиндустрия создана за последние 15-20 лет на западном оборудовании и западных комплектующих. Она экологичная, энергоэффективная и дает низкую стоимость продукции. Однако при сохранении текущей ситуации через полгода-год сначала может быть сокращение производства и снижение качества выпускаемой продукции — в силу невозможности заместить все детали, начиная от машиностроения и заканчивая автоматикой. А еще через какое-то время, когда это оборудование начнет выходить из эксплуатации, заместить его будет нечем.

Действия государства по обеспечению параллельного импорта частично решают эту проблему со всеми вытекающими последствиями в логистике, сроках, стоимости и так далее.

Но одной из стратегически важных мер государственной поддержки может стать «Создание научно-исследовательского института промышленности стройматериалов и производственной базы (научно-производственный кластер) для проектирования и разработки нового оборудования». Также необходимо выбрать базовые машиностроительные площадки для ревизии того оборудования, которое есть, и возможности на нем выпускать те или иные запчасти и оборудование.

Отдельный блок — необходимость решать вопросы с образованием, собрать оставшихся в отрасли авторитетов (носителей знаний и так далее). Это серьезная системная работа. На нее потребуется несколько лет, но как раз эти несколько лет есть, только надо начинать сегодня — сейчас ставить эту проблему и намечать пути решения. И речь даже не о процентах по кредитам или каких-то подобных мерах, а о системных решениях государства.

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»