Инфраструктура

К броску готовы: военно-строительный комплекс России осваивает уникальные технологии


function.mil.ru

Сегодня отечественные военные строители способны в сжатые сроки обустроить военную и социальную инфраструктуру наших баз как в стране, так за рубежом. Об этом свидетельствует ряд знаковых объектов, возведенных с применением уникальных технологий, которыми располагает военно-строительный комплекс (ВСК) России.


На воде…

В частности, масштабное военное строительство по обустройству причального фронта, которое не осуществлялось в таком объеме с советского периода, развернулось в связи с передислокацией Краснознаменной Каспийской флотилии из Астрахани в Каспийск (Республика Дагестан). На его примере можно судить о том, как быстро военные строители могут создать новую военную базу с оградительными молами, причалами и береговой инфраструктурой для эффективной организации стоянки и обслуживания кораблей, катеров и судов обеспечения. Министр обороны РФ Сергей Шойгу принял решение о передислокации флотилии в 2018 году, а уже в декабре 2020-го гвардейский малый артиллерийский корабль «Волгодонск» первым пришвартовался к новым причальным сооружениям, возведенным в бухте Каспийская.

По словам руководителя департамента строительства Министерства обороны РФ Марины Балакиревой, с учетом сжатых сроков строительства рассматривалось более десяти вариантов различных конструктивных решений заградительных молов и причального фронта. Оптимальным конструктивом для молов по срокам строительства и стоимости работ было определено возведение насыпи откосного типа пионерным способом. Полномасштабные работы на гидротехнических сооружениях начались одновременно на внутренней и внешней акватории бухты Каспийская в марте 2019 года. Объем отсыпки Северного и Южного молов составил более 1,5 млн тонн скального грунта, ее среднесуточный темп достигал 60 тыс. кубических метров. В пиковые моменты на отсыпке молов было занято до 200 самосвалов, бульдозеров и экскаваторов. Общая протяженность защитных молов составила 2,5 км, они образовали акваторию площадью более 850 тыс. квадратных метров. Откосы молов защищают 45 тыс. железобетонных тетраподов массой от 3 до 25 тонн и высотой до 5 метров, имеющих форму противотанкового ежа. Они укладывались в определенной последовательности, снизу вверх, как черепица.

Для организации безопасной стоянки кораблей и судов были выполнены дноуглубительные работы в объеме более 3 млн кубических метров — по 28 тыс. «кубов» в сутки. После завершения дноуглубительных работ глубина бухты составила 8,5 метра, при этом весь донный грунт размещался на прибрежной территории и использовался для планировочных работ под размещение береговых объектов.

Завершение строительства Северного оградительного мола позволило создать защищенную от волнового воздействия акваторию, обеспечить безопасное базирование кораблей Каспийской флотилии. После окончания строительства причального фронта Южного мола общая протяженность причального фронта внутренней гавани составит более 2,8 км. Суда в ней будут надежно укрыты от многометровых волн одного из самых штормовых морей мира.

Военные строители возвели и гигантские молы, опоясывающие акваторию Черного моря в районе Новороссийска, в которой расположен «Геопорт», являющийся самой глубоководной военно-морской гаванью ВМФ России. По свидетельству заместителя министра обороны Тимура Иванова, эти защитные молы входят в число самых масштабных гидротехнических объектов в мире. Оградительные сооружения военной гавани стали рекордными и по максимальной глубине, и по протяженности. «Сейчас в Новороссийске мы строим грузовой терминал. Планируем сдать объект «под ключ» в августе. Фактически мы создаем искусственный «остров», который выведет береговую линию в море на 90 метров, а общая длина причального фронта превысит 300 метров», — заявил недавно Тимур Иванов «Российской газете».

… и на суше

Вслед за строительством военных баз российский ВСК способен в короткий срок создать в местах дислокации войск современную инженерную инфраструктуру. Примером тому — обеспечение бесперебойного водоснабжения Севастополя, когда после воссоединения Крыма с Россией Украина перекрыла Северо-Крымский канал. Как вспоминает начальник филиала Строительного управления №411 Главного военного строительного управления №4 Алексей Трубачев, особенно тяжелым для водоснабжения Севастополя выдался 2020 год. К середине октября запасы воды были на критическом уровне — до аварийного запаса ее оставалось всего лишь на 82 дня. В сложившейся ситуации 12 октября специалисты российского ВСК одновременно стали реализовывать два проекта. Первый из них рассматривался как контраварийный и предусматривал переброску воды из Кадыковского карьера в речку Черная, а второй — строительство водозабора на реке Бельбек — как основной. В ходе реализации первого проекта всего за 68 дней был проложен магистральный трубопровод протяженностью более 10 км, а также разработана, спроектирована, изготовлена и спущена на воду уникальная плавучая понтонная насосная станция российского производства, которая без промежуточных насосных станций обеспечила прокачку воды по всей длине трубопровода. При этом вертикальный перепад отметок составляет больше 140 метров! Тем не менее, уже 19 декабря 2020 года в город стала поступать вода из Кадыковского карьера, что позволило не вводить график подачи воды для населения и продержаться до запуска основного объекта — Бельбекского водозабора. В результате опытной эксплуатации удалось превысить проектные значения и подавать 18 тыс. кубометров воды в сутки.

Основной этап создания системы водоснабжения был завершен 1 марта 2021 года, то есть всего через 115 дней после начала строительства водозабора на реке Бельбек. В столь сжатые сроки военным строителям удалось создать уникальный гидротехнический объект — первый в новейшей истории гидроковшовый водозабор большого объема. Площадь ковша водозабора, рассчитанного на 150 тыс. «кубов» воды, больше шести футбольных полей. Другая отличительная особенность водозабора — станция очистки производительностью до 50 тыс. кубометров в сутки. Широкий непрогнозируемый диапазон качества исходной воды в различных погодных условиях, в том числе в паводок, потребовал гибкости технологии очистки, применения различных физических и химических методов. Построенная в модульном исполнении станция состоит полностью из нержавеющей стали, что позволило достичь необходимого качества очистки. Накопленная очищенная вода, использованная для промывки фильтров, не сбрасывается обратно в реку, а подается заново в очистные сооружения и в город. Нестандартное решение было принято и при создании насосной станции второго подъема. Чтобы обеспечить ее высокую производительность (больше тонны воды каждые 2 секунды), был использован опыт горнодобывающих предприятий — применены высоконапорные насосы, откачивающие шахтные воды. Другая новация военных строителей — использование для подачи воды полимерных труб большого диаметра с увеличенной толщиной стенки, что позволило обеспечить защиту труб от коррозии, снизить негативное влияние на качество воды и увеличить срок их эксплуатации с 50 до 100 лет.

Инновации позволяют военным строителям не только создавать в короткий срок инфраструктуру, но и быстро возводить (а при необходимости и демонтировать) военные городки. Например, в 2021 году в поселке Шали Чеченской Республики по уникальной технологии в рекордный срок были построены жилые дома, способные выдержать землетрясение до 9 баллов. При этом блочно-модульная конструкция позволяет при необходимости быстро разобрать дом и перевезти его на новое место при передислокации войск.

При создании военных баз может пригодиться и опыт специалистов Военно-строительной компании Минобороны России, которые в январе 2022 года приступили к строительству нового производственного комплекса для Онежского судостроительно-судоремонтного завода в Петрозаводске. После введения в строй этого промышленного блока мощность завода увеличится в 10 раз. В новых цехах будет производиться продукция гражданского назначения — плавучие конструкции для нужд «Росморпорта», гражданские суда типа «река-море». Но как знать, не будут ли востребованы такие предприятия и для строительства и ремонта военных судов? Ведь военные строители внедрят на петрозаводском заводе интегрированную информационную систему цифрового производства. Эта своего рода «цифровая верфь» свяжет оборудование и материалы в единую среду при помощи QR-кодов и RFID-меток, что позволит судостроителям выйти на более высокий уровень, освоить новые виды продукции.

Сергей Шойгу, министр обороны РФ:

«На арктических островах, архипелагах и в удаленных районах побережья завершено создание двух военных баз, организовано несение боевого дежурства подразделений ПВО и береговых ракетных комплексов. Завершается реконструкция пяти аэродромов для приема всех типов воздушных судов»

Кстати:

Продолжается совершенствование военной и социальной инфраструктуры российских баз за рубежом. Так, в Сирии на аэродроме Хмеймим завершены работы по увеличению взлетно-посадочной полосы Западная. А в Армении построены культурно-досуговый центр и спортивный комплекс общей площадью свыше 8 тыс. «квадратов».

По материалам

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»